Учебный процесс

 

 

 Учебный план для МОБУ гимназия №5 составлен на основе  базисного учебного плана  для образовательных учреждений Республики Башкортостан (основное общее образование)

        

 Учебный план направлен на реализацию целей и задач гимназического образования в соответствии с Уставом гимназии и  опирается на принципы

  •  доступности образования;

  • расширения содержания и превышения стандарта образования в приоритетных областях;

  • выполнения государственного образовательного стандарта по базисным дисциплинам;

  •  ориентации учащихся на самостоятельную исследовательскую работу;

  • повышения результативности внеурочной деятельности учащихся.

        В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта общего образования, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками гимназии необходимым минимумом знаний, умений и навыков, способствующих продолжению образования.

     Содержание гимназического образования представляет собой интеграцию базисного (инвариантного) и вариативного компонентов. Гимназический компонент, а также часы предпрофильной подготовки обеспечиваются за счет вариативной части   (школьного компонента) и системы дополнительных занятий по творческим направлениям.

Учебная нагрузка обучающегося в гимназии в сумме  не превышает максимального объёма учебной нагрузки обучающегося.

Учебный план служит основой для реализации предпрофильной подготовки обучающихся в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени образования.

          5 А, Б – гимназические классы. В целях обеспечения более основательной подготовки для обучения в старших классах по предметам естественнонаучного цикла, а также учитывая запросы обучающихся и их родителей,  в учебный план 5-х классов за счет компонента образовательного учреждения добавлено по 1 часу  на изучение пропедевтического курса химии и физики.

           Согласно Программе развития гимназии, одним из пунктов предусматривающей формирование коммуникативной компетентности у обучающихся, а также в целях обеспечения потребности учащихся 5-11 классов в изучении второго иностранного языка  в учебный план 5 А и  5 Б классов вводится за счет часов школьного компонента по 0,5 часа   изучение иностранного  (французского) языка.

     В целях реализации гимназической модели развития,  сохранения вертикали в изучении информатики и ИКТ, а также принимая во внимание результаты общественного мнения обучающихся и их родителей, в учебный план 5А и 5Б классов за счет часов школьного компонента добавлено по 0,5 часа на изучение информатики и ИКТ.

     Итак, при изучении иностранных языков на базе 5А, 5Б классов сформированы  следующие группы:

 

 

5 А

5 Б

Английский язык

2

2

Французский язык

2

2

 

         6А, 6Б - гимназические классы. Продолжая преследовать цель  реализации гимназической модели развития и сохранения вертикали в изучении информатики, второго иностранного языка и при этом учитывая пожелания родителей и обучающихся 6-х классов, в учебный план 6А,6Б классов за счет занятий по выбору добавлено по 0,5 часа на изучение информатики и ИКТ, по 0,5 часа для продолжения изучения второго иностранного (французского) языка. Также в учебный план 6А, 6 Б классов добавлено по 1 часу на изучение пропедевтического курса химии и физики.

         Для изучения иностранных языков на базе 6-ых классов сформированы следующие группы:

 

Английский язык

2

2

Французский язык

2

2

 

        7А,7В – гимназический, 7Б - общеобразовательный классы. Для углубленного изучения иностранных языков  сформированы следующие группы:

 

Английский язык

2

1

1

 

      Таким образом, в 5-7 классах осуществляется преемственность развивающей системы Л.В. Занкова,  продолжается изучение информатики и вводится 2-ой иностранный (французский) язык в 5, 6-ых классах за счет часов по выбору с целью воспитания коммуникативно-развитой личности, в этих же классах вводится пропедевтический курс химии и физики, что способствует  созданию фундамента  общеобразовательной подготовки обучающихся, формированию общей информационной культуры гимназистов.               При этом введение курса « Информатика и ИКТ»  на всех параллелях 3-11 классов  обусловлено необходимостью владения учащимися не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и необходимостью освоения методов обучения навыкам работы с информацией. Старшеклассники должны освоить информационное пространство, ресурсы сети Интернет,  делать краткие, но емкие презентации с использованием современных мультимедийных средств, а также  иметь способность формировать информационную базу для разработки планов организации и  прогнозов на микро - и макроуровнях. Следовательно,  для  гимназии особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

             8А, Б – гимназические классы. В 8-ых классах вводится новый учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». С 8 класса информатика изучается как самостоятельный предмет. Сформированы следующие группы по изучению информатики и иностранных языков:

 

 

ИВТ

2

1

Английский язык

2

1

 

          Выполняя федеральный компонент государственных образовательных стандартов, учебный предмет  Искусство (Музыка  и ИЗО) в 8-х и 9-х классах изучается в объеме 1ч в неделю, предполагая деление по 0,5ч на музыку и ИЗО.

     

     В целях организации ранней предпрофильной подготовки (со 2-го класса) и профильной подготовки по решению педагогического совета гимназии  часы кружковой работы (27ч), часы внеурочной работы распределены по следующим направлениям:

1.      Проектно-исследовательская деятельность

2.      Социально-гуманитарное направление

3.      Углубленное изучение иностранного языка

4.      Эколого-биологическое направление

5.      Информационно-коммуникативное направление

6.      Художественно-эстетическое направление

7.      Лингвистическое направление

8.      Нанотехнологии

      

   9А,Б – гимназические, 9В - общеобразовательный  классы. В рамках проведения предпрфильной подготовки, направленной на формирование социально-адаптированной личности, умеющей ориентироваться в информационном пространстве и грамотно расставлять приоритеты, 1 час  школьного компонента в 9-ых  классах отведен на  проведение элективного курса «Основы корректорской деятельности», 1 час на проведение элективного курса «Математическая статистика, социология и современный человек», 1час – на проведение элективного курса «Медицинская география». Смысловое содержание данных элективных курсов было определено посредством индивидуального собеседования и тестирования обучающихся параллели, а также подавляющего мнения и пожеланий родителей.

         Согласно  учебному плану сформированы следующие группы по изучению информатики и иностранных языков:

 

Информатика и ИКТ

2

1

1

Английский язык

2

1

1

 

       Учебный предмет «История» в 9,11 классах изучается синхронно – параллельно, отдельные темы – интегрировано, в рамках единого предмета «История».  Согласно базисному плану, на изучение предмета «История и культура Башкортостана» в 5-9 классах отводится 1час в неделю.

 Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 11 классы.

          Основной базисный уровень обучающиеся 9 классов усваивают в составе классов. При повышении уровня по отдельным предметам – в группах, составленных из учащихся одной параллели. Здесь учитываются интересы, желания учащихся. Тем самым, осуществляется личностно – ориентированный подход к обучению каждого ребенка. На этом принципе построена система дополнительных занятий по направлениям, проведение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

             Данные занятия служат средством специализации в области новых информационных технологий, нанотехнологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся информационно-технологического и других профилей.

            На основе базисного учебного плана часы национально-регионального компонента в 5-9 классах направляются на изучение  башкирского (государственного) языка (2ч.в неделю)  и на изучение  предмета история и  культура Башкортостана (1 ч. в неделю).

            В школе с многонациональным составом учащихся с русским языком обучения  за счет часов школьного компонента осуществляется  изучение  родного языка со следующим  делением на группы по изучению родных языков:

 

 

Башкирский язык

Русский язык

Татарский язык

5 (2 класса)

1

2

-

6 (2 класса)

1

2

-

7 (3 класса)

1

2

-

8 (2 класса)

1

2

1

9 (3 класса)

1

3

-

 

            Ввиду того, что в 7 А классе нет деления на группы по изучению родных языков, данный класс работает по учебному плану для образовательных учреждений Республики Башкортостан с русским языком обучения, утвержденному приказом  МО РБ № 1384 от 19.08.2013 г. Это решение было принято на научно-методическом совете МОБУ гимназия № 5 29.09.13 года (Протокол №1). Учитывая пожелания родителей и обучающихся 7 А класса, 2 часа компонента образовательного учреждения отведены на  изучение русского языка.

            Учебный предмет «Физическая культура» в 1-11 классах изучается в объеме 3 часов в неделю в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».  Из-за нехватки площади спортивного зала, на основании договора с ФОК, часть уроков физической культуры в 7-11 классах (спаренные уроки)  проводятся в ФОКе.

 

В учебном процессе разрешается деление классов на две группы при наполняемости 25 человек:

·   по трудовому обучению в 5А, 5Б, 6А, 6Б, 7А, 7Б,В, 8А классах (мальчики-девочки);

·   по информатике и ИКТ  в 5А,5Б, 6А,6Б, 8А, 9А,10,11 классах;

·   по иностранному языку  в 5А,5Б,6А,6Б,7А,8А,9А,10,11 классах.

Современная цель обучения иностранному языку и культуре трактуется как подготовка к реальной межкультурной коммуникации. Для достижения этой цели в гимназии в течение 5 лет ведется раннее преподавание иностранного языка со 2-го класса. В 2006-2007 учебном году изучение третьего языка (французского) в 5-ых классах велось за счет кружковой работы; в 2007-2008 году начали  изучение французского языка за счет часов по выбору, с 2008-2009 года французский язык  изучается в 5-6 классах за счет часов по выбору. Также в течение нескольких лет учителями иностранного языка проводятся уроки с использованием информационных технологий. С 2005-2006 года налажена  связь с факультетом иностранных языков при БГПУ. Все это находит отражение в структуре методической работы МО учителей иностранных языков. Творческая группа учителей иностранных языков (4 учителя) продолжают работать над повышением эффективности учебного процесса по  данному направлению. 

     Одной из важнейших современных тенденций в развитии образования является  информатизация учебного процесса, внедрение дистанционных, мультимедийных нанотехнологий в изучении предметов. Информатизация образования – это, прежде всего, изменение его содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки современных школьников. Владея компьютерными программами, учащиеся способны создавать деятельностные проекты, направленные на решение задач как учебных, так и социально значимых: издание газет и журналов, участие в Интернет-конкурсах, участие в научно-практических конференциях совместно с ВУЗами (БГПУ) и т.д. Поэтому создана творческая группа учителей по изучению нанотехнологий и внедрению их в учебный процесс (10 учителей).

    Также одной из важнейших современных задач в развитии образования является усиление гуманитарной  направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества, в котором они живут,  и  его культуру. Работая над решением этих задач,  педагогическому сообществу необходимо изыскивать способы  самоопределения  и развития воспитательного потенциала образовательного уч­реждения в гражданском воспитании, профессиональном са­моопределении и творческой самоактуализации личности путем создания новых  творческих групп учителей, в частности  «Культурологический и коммуникативный подход в гимназическом образовании, как педагогическая инновация» (18 учителей).

           

    В 2013-2014 учебном году гимназия №5  продолжает работу по ведению предпрофильной подготовки и апробации  учебных планов, реализующих профильную подготовку  на III ступени обучения. Учебный план в 10-11-х классах составлен на основе  учебного плана, утвержденного приказом  МО РБ № 1384 от 19.08.2013 г.  для профильных классов и направлен на обеспечение среднего (полного) общего образования как завершающий ступени общего образования, призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию гимназистов, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение указанных целей решается в гимназии введением профильного обучения в 10-11-х классах, которое ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного  процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

 

С учетом запросов учащихся и возможностей гимназии  образованы  профильный 10-й и  профильный  11  гимназические класса:

  • профильные предметы в них ведут опытные учителя, имеющие высшую и первую квалификационные категории;

  • учебно-методическая база гимназии включает два компьютерных, одиннадцать  мультимедийных кабинетов, один кабинет с мультимедийным и лингафонным оборудованием. В учебном процессе активно применяются  интерактивные доски и лабораторное оборудование для кабинетов биологии, физики и  химии. В гимназии действует медиатека. Все это позволяет в полной мере применять в учебном процессе инновационные технологии;

-          организовано сотрудничество с БГПУ, проводятся занятия по углубленному изучению профильных предметов преподавателями ВУЗов, консультационная работа с учителями гимназии.

 

      В 10 - м и 11-м классах введен естественно-математический профиль обучения, выбор которого сделан на основе личного собеседования и тестирования с обучающимися классов . Базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: русский язык, литература, иностранный язык, история, физическая культура, биология, география, физика, информатика и ИКТ, ОБЖ, МХК. Профильными учебными  курсами  являются  математика, химия, обществознание.

      На основе базисного учебного плана в школе с многонациональным составом учащихся с русским языком обучения часы национально-регионального компонента в 10-11 классах направляются на изучение  башкирского (государственного) языка (1ч. в неделю) и на изучение родного языка (1час в неделю).

      Целью  профильного образования в гимназии является формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении системы дополнительных занятий, которые позволяют обеспечить повышенный уровень изучения профильных предметов. Комплекс творческих внеурочных занятий по направлениям способствует удовлетворению познавательных интересов старшеклассников в различных областях деятельности человека, а также определяет специализацию. Занятия проводятся во  второй половине учебного дня.

 Часы школьного компонента направлены на более углубленное изучение предметов федерального компонента: в 10 классе -  русский язык, обществознание (экономика), информатика и ИКТ, физика;  в 11 классе – математика,   информатика и ИКТ, физика. Ввиду наполняемости классов (10 кл. – 26 обучающихся, 11 кл.- 28 обучающихся) количество часов школьного компонента в 10 и 11 классах удваивается, поэтому по результатам анкетирования учащихся и пожеланий родителей вводятся элективные курсы (в 10 классе – химия, обществознание (экономика), история, английский язык; в 11 классе – русский язык, биология, история, английский язык).

Учебный предмет «Физическая культура» в 1-11 классах изучается в объеме 3 часов в неделю в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312». 

Таким образом, индивидуальный учебный план гимназии на 2013-2014 учебный год выполняет образовательный государственный стандарт по базовым дисциплинам, расширяет содержание и превышает стандарт образования по предметам приоритетных направлений работы гимназии, обеспечивает изучение на профильном уровне  предметов естественно-математического профиля (математики, химии, обществознания),  обеспечивает условия для самоопределения учащихся и   преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). 

 

Дата последнего обновления страницы 24.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения